CMИ

Гомофобия в современной России. Материалы за 1993 — 2001 годы

В 2001 году появился совместный проект ГендерДок и Архива лесбиянок и геев, посвященный гомофобии. В огромном томе были собраны материалы, так или иначе связанные с гомофобией и ее проявлениями, вышедшие в свет за восемь лет истории новой России. Том представляет собой подборку статей из общедоступных газет и журналов, федеральных и региональных, в которых рассказывалось о случаях проявления гомофобии, или которые сами являлись гомофобными.

Работу предваряет большая обзорная статья. Вот ее основные положения вкратце.

1. Авторы сообщают, что цель их подборки — дать читателю самостоятельно разобраться и оценить положение сексуальных меньшинств в России. За точку отсчета принят 1993 год — год отмены статьи в Уголовном кодексе.

2. Что такое гомофобия, чем она вызвана и от чего зависят ее проявления? Авторы перечисляют следующие факторы:

— низкий уровень социальной и культурной терпимости,

— высокий уровень сексуальной тревожности,

— высокий уровень сексизма и полового шовинизма,

— доминирование религии и низкий уровень образованности общества,

— негативная социальная  ситуация в стране.

Чем меньше социальных страхов и групповой ненависти, тем спокойнее люди реагируют на ЛГБТ. Об этом говорит приводимая в статье таблица отношения к гомосексуальности с СССР/РФ: с 1989-го по 1999 год уровень гомофобии постепенно снижался.

3. С 1993 года в прессе начали появляться статьи, рассуждающие о гомосексуальности в контексте медицинской патологии. По мнению авторов, в этом нет ничего удивительного: такое отношение — прямое наследие ГУЛАГа. Сексуальное инакомыслие носило криминальный характер, и для государства, пусть даже изменившегося, отмена статьи «вызвала приступы животной, физиологической ненависти, продиктованной самыми чудовищными идеологическими догмами времен «расцвета» в СССР фашистского режима».

4. Государство всячески препятствовало созданию и регистрации ЛГБТ-организаций. Вся деятельность государственных органов, будь то органы юстиции или внутренних дел, была пропитана гомофобией (и остается таковой до сих пор). Акции против геев и лесбиянок под теми или иными предлогами продолжались.

5. Официальная позиция русской православной церкви по отношению к гомосексуалам всегда была отрицательной и за время создания сборника (1993-2001) становилась все более агрессивной.

6. СМИ вносят немалый вклад в подогревание гомофобных настроений. Чаще всего это издания «националистического, шовинистического, ура-патриотического и коммунистического толка».

7. Введение завершается печальным выводом: жизнь ЛГБТ-сообщества тяжела, и перспектив ее улучшения нет. Физическое и моральное насилие, репрессии, дискриминация, высокий уровень смертности — все это сопровождает и молодых, и зрелых людей гомосексуальной ориентации, живущих в России.

Материалы 1992-1993

Материалы 1992-1993 годов немногочисленны и носят общеобразовательный и исторический характер. Авторы делали обзоры на тему гомосексуальности от античных времен до конца существования СССР, задаваясь вопросом, болезнь это, распущенность или биологическая данность, и насколько это явление опасно.

Режиссер Сергей Параджанов

В 1993 году в журнале «Новое время» появилась большая работа «Гомосексуализм в советских тюрьмах и лагерях», написанная Ярославом Могутиным и Соней Франетой. В ней подробно рассказана история позорной 121 статьи. Советская власть ассоциировала гомосексуальность с фашизмом, утверждала, что это западное буржуазное влияние, не свойственное русским, использовала для обвинений в инакомыслии и в целом рассматривала как политическое преступление.

Несмотря на то, что гомосексуалы в тюремной иерархии находились в самом низу и сидели по сути не за преступление, советские диссиденты и писатели, рассказывавшие о лагерях, вставали здесь на сторону государства и уголовников, не выражая этим людям никакого сочувствия. Истоки нынешней государственной гомофобии кроются в том числе и в тюремной «культуре», пронизавшей все слои общества, поскольку нет другой такой страны, где столько людей побывало бы в тюрьмах и лагерях и внесло уголовные понятия в свой быт.

Хотя статью отменили, выпускать осужденных по ней не торопились. В 1994 году многие продолжали сидеть.

Материалы 1994

В 1994 году была издана брошюра «Права гомосексуалов и лесбиянок в Российской Федерации», которая также включена в подборку ГендерДок и АЛГ. В ней говорится, что несмотря на отмену статьи, осужденные по ней продолжают оставаться в местах лишения свободы. Этим вопросом занималась Международная комиссия по правам человека для гомосексуалов и лесбиянок, основанная в 1991 году. В брошюре представлена статистика, а также юридические аспекты преследования гомосексуалов, история этого преследования и текущая ситуация в стране, возникшая после отмены статьи.

Другие материалы за этот год продолжают знакомить читателей с темой гомосексуальности, но чаще с позиции гомофоба или, как в «Комсомольской правде» за 27 мая, психотерапевта, работавшего с гомосексуалами, чтобы избавить их от влечения к собственному полу.

Едва ли не впервые затронута тема гомосексуальности в армии. Большая статья об этом помещена в журнале «Новое время», где анализируется бедственное положение призывников, попадавших по сути в рабство, и положение гомосексуалов в контексте армейской гомофобии.

Пока что в прессе чаще встречается исторический подход к теме гомосексуальности и общие обзоры этого явления, экзотического для бывших советских граждан. Лишь немногие статьи анализируют текущее положение дел и робко фантазируют о том, как должно быть на самом деле.

Материалы 1995

В 1995 году материалов заметно прибавилось. То было время, когда словосочетание «права человека» не вызывало усмешку, а символизировало перемены и недавно обретенную свободу. Пресса, в том числе областная и городская, употребляла его без иронии: например, газета «Карельская неделя» ссылалась на права человека, объясняя возмущенным читателям причину публикации объявлений геев и лесбиянок о знакомстве.

В дайджесте тематической прессы за этот год отмечен отказ в регистрации региональной организации геев, лесбиянок и бисексуалов Центра «Треугольник».  Также имеется редкий материал из журнала «Судебно-медицинская экспертиза» №2: статья «Особенности диагностики гомосексуализма при обследовании спецконтингента», где гомосексуальность рассматривается как психопатия и связывается со множеством негативных социальных проявлений (алкоголизм, наркомания, насилие, совращение малолетних, убийства на почве ревности). При этом социальную дезадаптацию, рост тревожности, развитие депрессии и суицидные настроения авторы относят к искажению ядра личности, а не к влиянию социального отчуждения и конфронтации с гетеросексуальным большинством. В этом же русле написана статья Ирины Силуяновой «Сексуальный либерализм, или история о том, как болезни становятся нормой», опубликованная 22 ноября в газете «Сегодня».

Материалы 1996

В подборке за 1996 год преобладает криминальная хроника с заметками о многочисленных убийствах геев. Есть статьи о проституции, написанные довольно сочувственно, и несколько статей из газеты «Новый Петербург», где в качестве меры по борьбе с гомосексуальностью автор призывает ввести цензуру, а также сообщает, что на Западе успешно лечат от «этого отклонения».

Хорошо видно, что в прессе вырабатывается определенный стиль, в котором следует писать о гомосексуальности. Какой бы ни была тема, даже если это криминальная хроника, интонации почти насмешливые, в лучшем случае нейтральные. Создается впечатление, что для написания статьи о гомосексуальности достаточно использовать определенный набор клише.

Можно перечислить эти клише:

— сексуальных меньшинств становится все больше, особенно в искусстве и культуре;

— они социально небезопасны и покушаются на общественную нравственность;

—  они ведут беспорядочный образ жизни, предпочитают встречаться в туалетах и на «плешках»;

— они склонны пропагандировать свою ориентацию и вовлекают в свои круги молодежь.

    Материалы 1997

В 1997 году вышла брошюра «Положение геев и лесбиянок в современной России». В главе «Гомосексуальность и пресса» авторы, анализируя российские СМИ, приходят к выводу, что несмотря на снижение числа тех, кто хочет уничтожить или изолировать геев, пресса гомофобна, и серьезные статьи в ней почти не появляются.

Дискуссии сводятся к следующему: гомосексуальность и лесбиянство — это патология и извращение, сами геи и лесбиянки — несчастные люди, их союзы кратковременны и представляют собой пародию на семью, а при демократах они получили возможность пропагандировать свой образ жизни. Геев представляют в образе «плаксивого молодого человека, увязшего в любовной тине, теряющего самоуверенность и находящегося на грани самоубийства». Выходом из такой ситуации авторы видят просвещение, однако это сложный и длительный процесс, который не находит достаточного числа сторонников, а также специалистов, готовых проводить исследования, публиковать их и обсуждать на уровне более серьезном, чем существует в массовой прессе.

Собранные статьи подтверждают эти выводы. Достаточно пройтись по заголовкам: «Они среди нас» (Ивановская газета, №22), «Укротите сексуальное меньшинство» (Независимая газета, №26), «Голубая преступность» (Вне закона, №7). В этом же году произошел налет ОМОНа на клуб «Шанс», о чем писали несколько изданий.

Довольно много статей написано врачами и психологами, которые рассматривали гомосексуальность как результат воспитания матерью-одиночкой или как патологию развития. Но есть и более позитивные тексты: интервью с Евгенией Дебрянской в «Огоньке» и рассказ о лесбийской семье.

Материалы 1998

Помимо уже знакомых направлений вроде криминальной хроники и нравов зоны, обсуждения в прессе 1998 года разворачивались вокруг сексуального просвещения. Несколько статей посвящалось школьному образованию и возможности введения в школах уроков сексуального просвещения. Такие статьи сконструированы примерно одинаково: в советские времена такого не было, современная молодежь развращена вседозволенностью, все это тлетворное влияние Запада, и иная поверхностная риторика.

Ток-шоу “Про это“. Ведущая — Елена Ханга.

Однако были неожиданно позитивные статьи: рассказ о лесбийских семьях в газете «День за днем»; интервью в «Московском комсомольце» с журналисткой — лесбиянкой о том, по каким признакам геи и лесби различают «своих»; «Я голубой, голубой…» — большая обзорная статья в обнинской газете «Вы и мы», а также заметка в МК «Раскрепощение гомофобией» о программе Елены Ханги «Про это», где отмечалось снижение уровня передачи, уход оттуда И. Кона и гомофобные настроения участников.

Материалы 1999

Казалось бы, к 1999 году гомосексуальность перестала быть диковиной, но сюжеты, что затрагивала пресса, остались теми же и описывались на том же низком уровне. Читателей знакомили с базовыми клише о геях, сетовали на их засилье в сферах, так или иначе связанных с культурой, рассуждали об опасности гей-браков и традиционно много писали о криминале, тюрьме и зоне. Не было практически ни одной серьезной, без ерничания и «юмора», аналитический статьи. В тот год в подборке впервые появляются интернет-материалы с сайта gay.ru. В 2000 и 2001 году все собранные ГендерДок и АЛГ материалы были из интернета, с сайта gay.ru. Что тогда происходило в массовой прессе, в федеральных и региональных СМИ, составители в свой сборник, к сожалению, не включили.

Из собранных материалов можно сделать следующий вывод: в российской прессе девяностых годов, при всех существовавших тогда возможностях, отсутствовала серьезная дискуссия о гомосексуальности.

В тюрьме геи были самой унижаемой кастой, и газеты очень любили публиковать материалы на эту тему. Читатели, даже не связанные с зоной и тюрьмой, получали четкие и ясные знания о том, как к гомосексуалам относится уголовный мир, а учитывая распространенность и популярность тюремной субкультуры и общую криминализованность общества, выходило, что пресса регулярно давала людям прямую инструкцию отношения к геям.

Доминировали стереотипы. Геи встречали друг друга в туалетах и в парках, предпочитали уличный и случайный секс, занимались проституцией, вели себя манерно, их было много в искусстве, у них не складывалась личная жизнь, а гомосексуальность в целом была социально опасной патологией. И без всяких законов о запрете пропаганды не приводилось практически ни одного положительного примера гея или лесбиянки. Они всегда представлялись тревожащей экзотикой, изгоями и маргиналами, существовавшими где-то там, но никак не рядом с читателем. В таком подходе, осознанном или бессознательном, и крылась гомофобия. Хотя в желтой прессе можно прочесть об успешных актерах и певцах, их гомосексуальность рассматривалась как причуда творческой личности, а на уровне обычной жизни оставался образ одинокого гея, который ходит по «плешкам» в поисках случайного секса, в любой момент может быть убит ревнивым сожителем или партнером на одну ночь, а если окажется в тюрьме, его ожидает ад.

Попытки просвещения были. Выходили статьи об истории гомосексуальности, публиковались обзоры тематических книг и фильмов, в газетах, посвященных сексу, однополую любовь представляли без сенсаций и рассматривали наравне с гетеросексуальной. Но, несмотря на цифры, указывавшие на снижение ненависти к геям, она никуда не делась, зафиксировавшись в националистических, консервативных и патриотических сообществах, а чуть позже обретя государственные масштабы.

Автор текста: Илья Давыдов.

Источники: «Архив лесбиянок и геев «АЛГ»

 

2 comments

  • Thank you I have just been searching for information approximately this topic for a while and yours is the best I have found out so far However what in regards to the bottom line Are you certain concerning the supply
  • Bwer Pipes: Empowering Iraqi Farmers with Reliable Irrigation Solutions: Join the countless farmers across Iraq who trust Bwer Pipes for their irrigation needs. Our state-of-the-art sprinkler systems and durable pipes ensure efficient water distribution, helping you achieve maximum crop yields while conserving water resources. Visit Bwer Pipes

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: