ЛГБТ В КУЛЬТУРЕ, Литература

Лесбийский самиздат 1990-х

Я пишу заметки о лесбийском самиздате, опираясь на данные, которые содержатся в Архиве лесбиянок и геев. Опираясь на материалы Архива, а также на собственный опыт работы, я и написала субъективные заметки о лесбийском самиздате.

Ольгерта Харитонова

 

Я пишу заметки о лесбийском самиздате, опираясь на данные, которые содержатся в Архиве лесбиянок и геев. Архив этот – волонтерский проект, вот уже более восемнадцати лет (впервые читальный зал открылся в помещении Центра «Треугольник» в 1995 году) осуществляемый Еленой Григорьевной Гусятинской с помощниками. Помощники меняются, местоположение Архива на протяжении этих лет тоже менялось неоднократно, но проект действует, развивая форматы и расширяя круг читателей. Сейчас материалы Архива активно сканируются и, таким образом, пополняется электронная база этого проекта. Благодаря работе Александра Видничука у Архива появился электронный каталог и большое количество материалов в формате .pdf. Опираясь на эти материалы, а также на собственный опыт работы, я и написала субъективные заметки о лесбийском самиздате.

Первое постсоветское женское нелицензированное неофициальное издание, которое до нас дошло – это Художественно-литературный альманах «Арабескi» (апрель 1993 г.). Возможно, до этого тоже были какие-то чисто женские печатные проекты, но в Архиве о них данных нет. «Арабескi» – это брошюра формата А5, размноженная на ксероксе. Многие листы написаны-нарисованы от руки, другие – с помощью печатной машинки. Как заявлено на первой полосе, «»Арабескi» – это голоса женщин о женщинах». В редакционную коллегию альманаха входили: Маргарита Богданова, Елена Головина, Татьяна Иванова и Ольга Корхонен. Выпущен он был в Санкт-Петербурге с помощью Клуба независимых женщин. В нем опубликованы стихи Сапфо, Татьяны Ефименко, Ольги Краузе, небольшая статья о княгине Дашковой, воспоминания Зинаиды Клобуковой об Анне Семеновне Голубкиной. К сожалению, вышел один номер, хотя в нем было обещано продолжение.

В это же время в Москве ведет свою работу общественная организация ЛГБ, которая в том числе выпускает Бюллетень Информационного центра Ассоциации геев, лесбиянок и бисексуалов «Треугольник» (первый выпуск – ноябрь 1993 года, последний, который есть в Архиве, – лето 1996 года). В Совет директоров этой Общественной организации на протяжении ее существования входили: Маша Гессен, Евгения Дебрянская, Роман Калинин, Валентина Курская, Дмитрий Лычев, Павел Масальский, Влад Ортанов и Юрий Саранков. В разное время редакторами Бюллетеня являлись Виталий Лазаренко, В. Рамазанов и Елена Черных. Цель Бюллетеня определялась как информирование российских и западных СМИ о том, что из себя представляет гей-движение в России. Этот Бюллетень не был лесбийским изданием, но в работе «Треугольника» и в печатных информационных выпусках принимали участие такие известные лесбийские активистки как Евгения Дебрянская и Маша Гессен, и писали в нем о деятельности Клуба «Розовая свеча» Валентины Курской, о МОЛЛИ, о феминистской организации Лаймы Гейдар и т.п. Поэтому, на мой взгляд, вполне резонно упомянуть об этом Бюллетене в числе других лесбийских изданий. Здесь печаталось много политических материалов, информация о геевских и лесбийских организациях, их печатных изданиях, взаимоотношениях гомосексуалов со средствами массовой информации, о культурных мероприятиях, так или иначе связанных с темой, материалы по проблеме СПИДа, международные гей-новости. В 1996 году организация «Треугольник» прекратила свое существование и с ней закончился выпуск Бюллетеня.

Параллельно с Бюллетенем, но в Санкт-Петербурге выходит журнал для лесбиянок и геев «Пробуждение» (1993–1996). Его выпускают Константин Иляшевский и Ольга Краузе. Однако выпуски для геев просуществовали недолго и в сентябрьском номере журнала за 1996 год было написано, что «Первый и единственный журнал для лесбиянок России и Ближнего Зарубежья «Пробуждение» издается в Санкт-Петербурге с 1993 года основными силами и средствами питерского поэта, художника и музыканта Ольги Краузе». На страницах журнала авторы вели разговоры о дискриминации (из номера в номер переходило объявление Маши Гессен для лесбиянок, пострадавших от принудительного психиатрического лечения), самораскрытии – выходе из подполья (каминг-ауте), насилии, по женской сексологии, медицинским проблемам, в нем освещались вопросы истории гей-движения в Америке и на Западе, были опубликованы статьи по теме «Лесбиянки в Российской истории», рассказы о Надежде Дуровой и Марии Бочкарёвой, стихи, печатались анонсы фильмов, а главная составляющая выпусков «Пробуждения» – это служба знакомств (надо заметить, географически богатая). В июне 1994 года в журнале было написано: «Любое общество начинается с семьи. Наше общество начнется с лесбийской свадьбы. Мы готовы взять на себя обязанности лесбийской брачной конторы. Готовы печатать настоящие брачные объявления… Мы готовы вести журнал регистраций ваших отношений и выписывать вам брачные свидетельства. Готовы печатать ваши свадебные фото в нашем информационном выпуске. Если вы действительно относитесь к этому серьезно». Ольга Краузе ездила по всей стране с гастролями как бард, и распространяла эти информационно-публицистические выпуски для лесбиянок с объявлениями о знакомствах. Выходили они кустарным способом, так как не было ни компьютера, ни сканера, ни другой оргтехники. Можно только подивиться настойчивости таких первопроходцев, как Ольга Краузе, которые в «лихие 90-е» выпускали журнал, да еще и распространяли его по всей России.

В одном из Бюллетеней Информационного центра «Треугольник» было написано, что весной 1991 года Мила Уголькова и Любовь Зиновьева создали МОЛЛИ – Московское объединение лесбиянок литературы и искусства. Целью этого объединения объявлялась гуманитарно-просветительская деятельность. До ноября 1993 года МОЛЛИ были проведены художественные выставки живописи и графики лесбиянок, девять концертов памяти Марины Цветаевой, а также концерт «Голубые для голубых» (февраль 1992 г.), на котором выступил Эрик Курмангалиев. Тогда же появилась идея выпустить женский литературно-публицистический альманах «Адэлфе», что с древнегреческого переводится как «сестра». Материалы в альманах были собраны, но выпуск всё задерживался. И чтобы тексты не пропали зря, с октября 1995 года стали печатать Приложение к «Адэлфе» (по сентябрь 1996 г. вышло пять номеров). В первом же номере было опубликовано программное заявление МОЛЛИ: «МОЛЛИ была создана … группой женщин, которые поставили перед собой задачу разрешить основные проблемы социального положения лесбиянок в гетеросексуальном обществе, где поныне считается, что лесбиянка – это либо психическое отклонение, либо извращение, либо асоциальное поведение. Основная цель МОЛЛИ – развитие у гетеросексуального большинства толерантности и уважения к лесбиянкам, утверждение пацифистских и гуманных ценностей в России и за ее пределами. В основу создания организации входит принцип борьбы за права женщин. Принцип создания МОЛЛИ и альманаха «Адэлфе» – объединить творческий потенциал женщин и лесбиянок для достижения адекватного взгляда общества на проблемы гомосексуального образа жизни в целом».

В Приложениях к «Адэлфе» впервые были опубликованы стихи Елены Цертлих, Ольги Ганеевой, Милы Угольковой, Марины Гвильдис и многих других; повесть А. Аксёновой «Стерва», рассказы Е. Цертлих «Самообман» и Л. Зиновьевой «Побег», переводы Т. Кравченко. Проект, подготовка текста и художественное оформление находились в ведении Милы Угольковой и Татьяны Ивановой, а иллюстрации делали Елена Исмайлова и Татьяна Миллер. Издание официально не зарегистрировали (хотя и подумывали об этом) и тираж его был мизерный, но это было первое московское чисто лесбийское издание. Версталось оно уже на компьютере, тиражировалось на ксероксе. Просуществовало недолго, однако дело его не умерло и на смену ему в Москве в 1998 г. пришли сразу два журнала – «Органическая леди» и «Софа Сафо». А в Санкт-Петербурге примерно в это же время стали выпускать свой «Лабрис».

Но еще до «Лабриса» Петербургский центр гендерных проблем под руководством Ольги Липовской выпустил в сентябре 1997 года информационный листок «Посиделки» №9 (21), специально посвященный лесбийской теме. Там развенчивались мифы о лесбиянках, рассказывалось о женских организациях Санкт-Петербурга, описывалось возможное исследование лесбийских пар и приводились данные о гомосексуальных семьях на Западе. Из этого листка можно было узнать, что лесбийская организация САФО была создана в Санкт-Петербурге в 1994 году, а в 1996 году ей на смену пришла организация «Лабрис», которая официально зарегистрировалась в феврале 1998 года и с марта стала выпускать одноименный журнал.

«Лабрис» скромно именовал себя информационным листком, и в его содержание входили «статьи феминистически-просветительского характера; информация о событиях в мире; рецензии на лесбийские фильмы и немногочисленные публикации на русском языке; сведения о клубах для лесбиянок в Петербурге и в Москве; стихи и рисунки», как было написано в рекламных листовках этого издания, распространявшихся на лесби-вечеринках и на других ЛГБТ-мероприятиях. Целью «Лабриса» было именно предоставление информации российским лесбиянкам, так как взять им эту информацию было неоткуда: интернет в России еще не получил столь широкого распространения, а выпуски лесбийской периодики на постоянной основе всё никак не получалось наладить. «Лабрис» предоставлял возможность высказаться самим российским лесбиянкам по проблемам, которые волнуют именно их. В команду издания входили разные люди, но наиболее активное участие в нем принимали Маша Гудина, Генералова, Надя Нартова. В Архиве в Москве есть только семь номеров «Лабриса»: с №1 (март 1998 года) по №7 (осень 1999 года).

А в это время в Москве… Светлана Вольная издавала свою «Органическую леди», которая тоже представляла собой информационный журнал для лесбиянок, однако в нем уже много страниц было отдано под творческие работы. Здесь впервые были напечатаны стихи и рассказы Н.Воронцовой-Юрьевой, эпиграммы Веранды Мухобойкиной, опубликованы интервью с Евгенией Дебрянской, Валентиной Курской и Машей Гессен. В разделе развлечений печатались лесбийские кроссворды, обзоры лесби-клубов или вечеринок, объявления-поздравления, тесты и гороскопы. Вышло пять номеров журнала: с №1 (март 1998) по №5 (январь 2000 года).

«Софа Сафо» изначально мыслила себя как чисто литературное издание, где могли бы печататься лесбиянки. Может быть, поэтому оно именовалось «романом», хотя это и не было единым произведением. Главы его представляли собой работы различных авторов. Вышло два выпуска: один в 1998 и один в 1999 году. Инициатором и вдохновителем обоих была Елена Цертлих. Но если в первом она принимала деятельное участие, то на второй только вдохновляла, а делала его в основном уже я, под именем Ольги Герт.

Такой опыт дал мне понимание того, что выпуск лесбийского самиздата возможен, что он необходим, что он может действовать как библиотерапия, и что я хочу этим заниматься. Однако заданный формат «Софы Сафо» мне не был близок: кроме стихов и прозаических произведений, хотелось публиковать также интервью, письма, статьи по актуальным вопросам, любовные истории и т.п. – всё это в рамки «романа» не вписывалось. Поэтому модифицированным продолжением «Софы Сафо» стал «Остров».

Первый номер журнала «Остров» вышел в декабре 1999 года. Кто помнит, тогда же Борис Ельцин по телевидению объявил о своем преемнике. Таким образом, вся жизнь «Острова» проходит при путинском режиме (один срок президентства Медведева никто в расчет не принимает). В текстах «Острова» нашло отражение оптимистичное настроение, охватившее ЛГБТ-сообщество после отмены статьи за мужеложство еще при Ельцине, постепенное наступление на права ЛГБТ, усиление дискриминации и старательные попытки загнать всё сообщество обратно в подполье, каковые мы можем наблюдать сейчас.

Журнал называется художественно-публицистический, радикально-феминистский – так он был обозначен с самого начала, в первом номере даже была программная статья. Конечно, журнал пишет о лесбиянках и освещает лесбийскую субкультуру. Но идеология лесбийской быть не может, разве что лесбийский сепаратизм. Однако лично мне это не близко, и я решила, что идеологией этого издания будет радикальный феминизм или культурный феминизм как его преломление.

В журнале печатается много рассказов, стихов, миниатюр, описывающих лесбийские отношения и таким образом, вводящих читателя в мир лесбийской субкультуры. Изначально мы старались, чтобы в каждом номере было интервью и статьи по теме, делали обзоры книг или фильмов. Но больше всего, конечно, присылали стихов. С распространением интернета стало ясно, что лесбийская поэзия – это значимое явление в культурной жизни России. Появилось много поэтесс, чье творчество не замыкается в гетто лесбийской субкультуры, что говорит о ее (субкультуры) хорошем потенциале.

Кроме стихов и рассказов в редакцию приходили произведения, которые по объему не вмещались в журнальный формат, и мы придумали Литературное приложение. На сегодняшний момент вышло 54 номера «Острова» и тридцать Литературных приложений к нему.

За последнее время журнал политизировался – невозможно было не откликнуться на изменение ситуации в стране. Статьи, не поддерживающие официальную точку зрения, может позволить себе только самиздат. Нам кажется, что развитию лесбийской субкультуры и феминистского движения формат самиздата соответствует как нельзя лучше. За то время что выходит «Остров» были попытки глянцевых изданий лесбийской субкультуры (PINX, «Волга-Волга»), но «Остров» существует уже 14 лет и пока ни одному самиздату не удалось продержаться так долго (во всяком случае, лесбийских долгожителей точно нет).

Этот небольшой А5 формата на 44–48 полос журнал выходит четыре раза в году. Он не открывает мэйнстримных литературных имен, не публикует радикальных оппозиционных статей, разоблачающих преступления власти. Это – журнал для «домашнего, семейного чтения», просто семьи здесь необычные – однополые, или же весь лесбийский круг можно рассматривать как одну семью со своими проблемами, когда журнал осуществляет библиотерапию в том числе. Впрочем, журнал поднимает и правовые вопросы, особенно относящиеся к дискриминации ЛГБТ.

Журнал печатается на принтере и распространяется на ЛГБТ-мероприятиях, а также он продается в «Индиго» и в интернет-магазине gay.ru. Авторы у журнала самые разнообразные: кто-то задерживается с нами подольше, кто-то уходит в «большую литературу», другие – в личную жизнь. Как авторы, так и читатели живут в разных странах (США, Белиз, Канада, Германия, Израиль и т.п.) и городах. Для лучшей связи со всеми мы открыли свой сайт journal-ostrov.info Но бумажный формат журнала остается неизменным – это самиздат и отказываться от него мы не собираемся.

Уверена, что ЛГБТ-движение в путинскую эпоху будут изучать по нашему журналу в том числе.
29 ноября 2013 года

 

Send this to a friend