Визуальное искусcтво

История одной фотографии. «Эра милосердия»: мечта о невозможном?

Синие носы

21 октября 2007 года в парижской галерее «Мезон Руж» (La Maison Rouge) открылась выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года», составленная из работ аналогичной выставки Московской биеннале.

Этому событию предшествовал звучный скандал, который в международном аспекте стал темой обсуждения на личной встрече президентов Путина и Саркози, а в сугубо внутрироссийском – ознаменовал собой возрождение в стране политической цензуры, след в след за которой в отечественный социум парадным шагом прошествовали контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные проекты, обеспечившие государству безусловную и безнаказанную возможность вторжения в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан.

 

Скандальный поцелуй

8 октября 2007 года тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов выступил с критикой планирующейся парижской экспозиции, сказав, что «если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной». «После того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия — она показывает там порнографию», — заявил министр и особо отметил работу арт-группы «Синих носов» «Эра милосердия»: «Это недопустимо… везти всю эту порнографию, целующихся милиционеров, эротические картинки в Париж». По результатам выступления министра руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой не рекомендовал к вывозу «Эру милосердия» и некоторые другие выставляемые работы – в итоге в Париж не доехали 86 музейных единиц хранения.

«Синие носы» и «Целующиеся милиционеры». Фото Сергей Ильин, PinchukArtCentrе (Киев)

Патриарх же Алексий II, слова которого послужили «моральной опорой» гневной филиппики министра, во время визита во Францию посчитал необходимым осудить гей-парады. Выступая в ПАСЕ, патриарх заявил, что считает подобные акции пропагандой гомосексуализма. «Когда настойчиво пытались провести в Москве парад гомосексуалистов, мы считали, что это – пропаганда и реклама греха», – сказал патриарх. Правда, Алексий II отметил, что для церкви гомосексуалисты – это «грешники, которых мы любим, ненавидя их грех». Но тут же оговорился, что не приемлет попытки рекламировать «болезненные проявления». «Почему же клептоманию никто не афиширует, а гомосексуализм афишируют проведением гей-парадов?» – спросил глава РПЦ. Депутаты Европарламента позже в специальной петиции призвали патриарха «избегать употребление выражений, возбуждающих нетолерантность, и уважать, вместо того, чтобы стремиться запрещать, фундаментальные права секс-меньшинств».

«Эра милосердия» экспонируется в Томске. Фото Никиты Булыгина
«Синие носы». «Эра милосердия» («Целующиеся дорожные работницы»). 2005

Благодаря этой «битве за добродетель» цветная фотография размером 75×100 см под названием «Эра милосердия», созданная в 2004 году художниками Вячеславом Мизиным и Александром Шабуровым и запечатлевшая поцелуй двух милиционеров в лубочно-русской березовой роще, стала не только чуть ли не самой известной работой российского соц-арта, но и, с легкой руки Соколова, Швыдкого и удачно вписавшегося в тренд посредством передачи «Постскриптум» телеканала ТВЦ, художественным символом «пропаганды содомского греха».

 

А в это время…

Депутат Госдумы РФ от партии «Родина» Александр Чуев с редкостным упорством продвигает законопроект, которым предлагается дополнить УК России статьей, запрещающей геям работать в учебных заведениях, армии и колониях. Наказывать за преступление парламентарий предлагал с помощью судебного запрета на работу в соответствующих заведениях на срок от двух до пяти лет. Законопроект вносился в Госдуму в общей сложности четыре раза — в 2003, 2004, 2006 и 2009 годах, но парламент всякий раз отклонял его, ссылаясь на противоречие статье 29 Конституции (свобода выражения мнения и убеждений), а также статьям 8, 10, 14 Европейской конвенции о правах человека (право на уважение частной и семейной жизни, свободу выражения мнения и запрещение дискриминации).

Зато Дума Рязанской области 24 мая 2006 года приняла дополнение к местному Закону об административных правонарушениях – cтать. 3.13 «Публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства) среди несовершеннолетних».

В марте 2006 года прокуратура Ростовской области вынесла предупреждение двум местным телеканалам (ТРК «Пульс» и компании «ЭкспоВИМ») за трансляцию в телечатах SMS-сообщений о знакомстве между мужчинами, ссылаясь на то, что «пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации» в России запрещена (хотя понятие «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» до 2013 года не было введено в законодательство РФ).

В 2006-2007 годах Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области трижды отказало в регистрации ЛГБТ-организации «Радужный дом», указав, что «деятельность организации, связанная с пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации, может повлечь подрыв безопасности российского общества и государства» и угрожает территориальной целостности Российской Федерации. 18 апреля 2007 года Федеральная регистрационная служба РФ подтвердила это решение, сославшись на экспертизу Устава организации Тюменским юридическим институтом МВД России.

В 2008 году главы нескольких протестантских церквей России направили в Генеральную прокуратуру требование о закрытии телеканала «2×2» по причине «скрытой и явной пропаганды гомосексуализма и педофилии, асоциального образа жизни, а также многочисленных пороков».

 

Метафорический подрыв

Немного истории. Арт-группа «Синие носы» образована в 1999 году в Новосибирске. В ее состав входят Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, в проектах группы также принимали участие Константин Скотников, Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Евгений Иванов и др. Название «Синие носы» возникло в 1999 году во время художественной акции Shelter Beyond The Time («Убежище вне времени»). Тогда много говорили и писали об «ошибке-2000», о том, что операционные системы компьютеров не рассчитаны на третье тысячелетие.

Синие носы и целующиеся милиционеры

Организаторы акции решили инсценировать грядущую техногенную катастрофу и придумать искусство, лишившееся высоких технологий. Для этого группу художников заперли на три дня в бомбоубежище в центре Новосибирска без часов, алкоголя и связи с внешним миром. В итоге появилась серия видеоскетчей, которые позже стали широко известны под названием «Синие носы представляют 11 перформансов в бункере». Чтобы подчеркнуть стилистику телеклоунады, художники прилепили себе на носы синие крышечки от бутылок с питьевой водой. В том же 1999 году новосибирец Вячеслав Мизин и екатеринбуржец Александр Шабуров начали сотрудничать с галереей Гельмана в Москве, сделали ряд совместных проектов, но долго сопротивлялись прилипшему к ним названию «Синие носы». Только в 2003 году они смирились с этим и стали сознательно работать вместе, пародируя технологию создания и продвижения бренда.

«Синие носы». «Эра милосердия» («Целующиеся жители Ближнего Востока»). 2005

«Синие носы» занимаются «современным» искусством – так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото-, видеоарт, перформансы, инсталляции). Их работы выставлялись в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Московском музее современного искусства, Центральном выставочном зале «Манеж» и Центре современного искусства М’АРС в Москве, «Росткунстбау» и в Постфурамте в Берлине, музее МАК в Вене, музее Киасма в Хельсинки, Национальном музее в Осло, Национальном музее в Баден-Бадене, Национальной галерее Захета и Центре современного искусства «Уездовский замок» в Варшаве, Центре современного искусства в Вильнюсе, галерее «Уайт-бокс» в Нью-Йорке и др.

В 2004 году в окрестностях Огурцово (поселок в Советском районе города Новосибирска) «Синие носы» поставили и сняли фото целующихся в лесу мужчин в милицейской форме. Работа вошла в серию «Газетные заголовки», которая была посвящена буквальной визуализации заезженных печатных клише и включала в себя произведения под названиями «Россия на нефтяной игле», «Россия на газовой трубе», «КГБ взрывает Россию» и другие. По словам Шабурова, фотография – «реплика на работу британского граффитиста Бэнкси. У него где-то на стенке нарисовано, как два констебля целуются» (граффити британского стрит-арт-художника Бэнкси «Kissing Policemen», изображающее двух целующихся английских констеблей, в 2004 году появилось на стене Prince Albert Pub в Брайтоне).

Бэнкси. Целующиеся констебли/Kissing Policemen (2004). © Фото: ShoZu

Название фотоработы «Синих носов» отсылает зрителя к роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому поставлен знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя». Целующиеся преемники Глеба Жеглова и Володи Шарапова, таким образом, олицетворяют собой утопический мир, где восторжествовало милосердие, исчезли преступность, жадность, подлость, лицемерие и злоба, а безмерная любовь к ближнему своему перешагнула границы социальных правил и моральных догматов.

Александр Шабуров:

— Современное искусство ищет новые, еще не окультуренные средства воздействия. Художники всего лишь создают формы, которые наполняют смыслом зрители. Мы лишь подставляем зеркало. Как говорил гомосексуалист Оскар Уайльд, красота в глазах смотрящего. Как и порнография.

Те самые «Целующиеся милиционеры». Выворачивание наизнанку привычных ролей. Как я прочитал в интернет-блоге незнакомой девушки: «Это не порнография, а мечта о невозможном, о времени, когда даже милиционеры перестанут мутузить нас дубинками, и начнут бережнее ко всем относиться…».

Собственно, такая скандальная слава нам была ни к чему. Самое забавное, что большинство участвовавших в полемике даже не знали, о чем спорили. Наши работы – не «политические шаржи» и не «фотоколлажи». Визуальные метафоры времени, в котором мы живем. Немного провокативные, не более того.

Мы десять раз повторили: художники – не священники, чтобы призывать народ к нравственности. Двадцать: что у художников – двоякая функция. С одной стороны, переваривать окружающую невнятицу в общеупотребимые образы и смыслы. А с другой, проверять на прочность и жизнеспособность то, что успело стать общим местом…

Мы что делаем? Чтобы, увидев наши работы, зрители не прошли мимо них, чтобы их цепляла картинка, и после того как зацепило, зритель мог понять другие слои произведения. Это азы профессионализма, а никакой не скандал. Мы привыкли делать такие работы, которые воспринимались бы пионерами и пенсионерами.

Вячеслав Мизин:

— Обычно вовремя сделанная работа, вызывает сильную рефлексию у людей, которые далеки от современного искусства. Бывший министр культуры считал только один уровень. Мы получили письмо от девушки, которая совсем иначе восприняла нашу работу: «Да вам надо премию МВД дать за улучшение имиджа милиционеров».

При этом авторы художественного символа «пропаганды содомского греха» постоянно оговаривали, что не являются «большими поклонниками мужеложества» и не призывают милиционеров, «сломя голову, записываться в сексменьшинства». И вообще – «это личное дело каждого конкретного заблудшего индивида». Однако «визуальная метафора времени» оказалась сильнее своих создателей – ведь художникам никто не мешал зафиксировать поцелуй разнополых милиционеров…

«Синие носы». «Эра милосердия» («Целующиеся балерины»). 2005

Позже арт-группа «Синие носы» вернулась к теме «Эры милосердия», на сей раз распространив ее на другие социальные слои и группы. Так появились «Целующиеся балерины», «Целующиеся футболисты», «Целующиеся десантники» — далее по списку. Кстати, любопытно, что в свою книгу «Замороженные мечты. Современное искусство России», изданную в Лондоне в 2011 году, глава департамента русского искусства Sotheby’s Джоанна Викери включила именно «Целующихся балерин», объяснив это тем, что «русский балет является одной из важнейших статей культурного импорта из России. Поэтому для западной публики они представляют больший интерес, чем целующиеся милиционеры».

«Синие носы». «Эра милосердия» («Целующиеся десантники»). 2005

…А в Париж в 2007 году «Эра милосердия» все же попала – была вывезена в личном багаже и выставлена на международной художественной ярмарке FIAC, проходившей одновременно с «Соц-артом». Связанный с фотографией целующихся милиционеров скандал «разогнал» цену на работу до невиданных для отечественных постмодернистов того времени высот: работа ушла за 28 тыс. долларов. В 2013 году одну из копий «Эры милосердия» купили у берлинского галериста Фолькера Диля уже за 32 тыс. евро.

«Синие носы». «Эра милосердия» («Целующиеся футболисты»). 2005

При подготовке публикации использованы материалы сайтов www.guelman.ru (Галерея Марата Гельмана), www.art4.ru (Музей актуального искусства ART4.RU), eanews.ru (информационное агентство «Европейско-Азиатские Новости»), plucer.livejournal.com, www.uralncca.ru, sibirinfo.ru, The Guardian, Українськой правды, деловой газеты «ВЗГЛЯД», газеты «Известия», РИА Новости, Интернет-газеты Каспаров.Ru, PinchukArtCentrе, Википедии — свободной энциклопедии, изданий «Коммерсантъ», «РУССКИЙ ПИОНЕР», «Новый компаньон» (Пермь), интернет-изданий Сиб.фм, NewsProm.Ru.

Автор: Елена Гаврилова

Send this to a friend