Исследования

Сиятельные геи Империи: от Варшавы до Сахалина

Как процветала и выживала квир-жизнь в провинциях Российской Империи и на её рубежах

Все уже успели насладиться  мемами о том, что бОльшая часть марширующих на недавнем прайде в Белграде были россиянами. Как будто прямо на этот случай у нас оказалась припасена статья из российской газеты 1908 года о раскрытии гейского кружка в Белграде и арестах его членов:

БЕЛГРАД, 29,ХII — 11,I. Вчера полиции удалось раскрыть существование вполне организованного союза гомосексуалистов. Произведено много арестов, преимущественно среди молодежи. Утверждают, что Белграде есть еще два таких же союза.

“Русское слово”, 12 января (30 декабря) 1908 года.

Но у нас также в запасах множество статей о квирах в Российской Империи. Мы собрали для Вас самые интересные и структурировали их с Запада на Восток. Мы постоянно говорим о петербургских геях, и почти никогда – о «провинциальных». Пора исправить эту несправедливость! Сегодня мы уделим уездным ЛГБТ-персонам больше внимания, чем столичным. 

Варшава, Царство Польское

Иерусалимские аллеи, Варшава

И наше путешествие открывает импозантный 18-летний транс*мужчина из Варшавы. Любитель элегантных костюмов, охоты, оружия, псов, алкоголя и курения. Его богатая мать полностью одобряла образ жизни своего ребёнка, что, согласитесь, и сейчас редкость. А однажды в поляка даже влюбилась некая богатая англичанка:

С жиру бесятся, или «Дама-мужчина»

В последние годы варшавских уличных фланеров сильно занимала таинственная история, развязка которой имела место только на днях.

В разных частях города и в разное время дня, рассказывает «Варш. Днев.», прохожие встречали молодого человека, элегантно одетого, с тросточкой в руках, невольно обращавшего на себя внимание. Субъект этот, несмотря на свой мужской костюм и папиросу или даже сигару в зубах, отличался далеко не мужской замечательно красивой наружностью, крошечными руками и ногами и стройной, опять-таки не мужской талией… Заметив впечатление, произведенное на прохожего, таинственный незнакомец очень мило улыбался и спешил скрыться. Благодаря такой тактике не было возможности узнать, что бы то ни было о таинственном субъекте, которого вскоре на жаргоне уличных фланеров стали называть «дамой-мужчиной».

На днях «дама-мужчина» проходила по Иерусалимским аллеям вблизи вокзала Варшавско-Венской железной дороги. В числе гуляющих, обративших по обыкновению внимание на странное, но вместе с тем и грациозное явление, находилось двое молодых людей, которые решились во что бы то ни стало узнать, кто это такой.

Началась погоня по городу – за извозчиком «женщины-мужчины» мчалась коляска ее преследователей. В одном месте первый экипаж как будто замедлил ход, и таинственный незнакомец исчез.

Тогда при содействии полтинников на чай началась ревизия окрестных домов и допрос дворников, которые дали сверх ожидания вполне удовлетворительные результаты. «Женщина-мужчина» оказался девица лет 18-ти, красавицей в полном смысле этого слова, единственной дочерью у матери-вдовы, женщины богатой и носящей довольно известную фамилию. Эксцентричная барышня с детства чувствовала непреодолимое отвращение ко всем принадлежностям своего пола, принявшее вскоре ненормальный, болезненный характер. Благодаря этому девица одевается мужчиной, курит, пьет, охотится и т.д.

Она приобрела себе прекрасную коллекцию оружия, завела псарню и конюшню. За границей, во время своих частых поездок с матерью, она не выходит из этой роли.

В прошлом году по этому поводу с ней случился в Ментоне прекурьезнейший случай. Какая-то оригинальная и богатая англичанка по уши влюбилась в «красивого поляка» и начала делать ему всевозможные авансы. Положение вышло чрезвычайно забавное, и предмет любви настойчивой дочери Альбиона вынужден был дать тягу…

Следует в заключение добавить, что фантазии эксцентричной барышни стоят очень много денег, в которых не чающая в ней души мать никогда ей не отказывает.

«Орловский вестник», №59, 1899 год.

Бендеры, Молдавское княжество

Дворянская улица и собор, Бендеры

Следующий наш герой – Фёдор Крупенский, попечитель двух гимназий в Бендерах и уездный предводитель дворянства. Его подвергли аутингу черносотенцы (ультраправые русские националисты):

Скрывшийся предводитель дворянства

КИШИНЕВ, 15,II. Бендерский предводитель дворянства и попечитель двух местных гимназий Федор Крупенский, обвиняемый черносотенным «Другом» в гомосексуализме, скрылся за границу.

“Русское слово”, 29 (16) февраля 1912 года.

Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния

Нарвские ворота, Санкт-Петербург

Ненадолго забежим в столицу. Здесь было несколько случаев, удостоившихся внимания прессы. Например, просивший милостыню 60-летний транс*мужчина и его арест:

На днях полицейский надзиратель Нарвской части задержал за прошение милостыни довольно пожилого человека с болезненным, лишенным растительности лицом. В участке задержанный… назвался крестьянкой Псковской губернии Варварой Агеевой. 60 лет. Агеева объявила, что она давно отказалась носить женское платье и просила оставить ее в мужском костюме.

“Московский листок”, 25 (12) октября 1903 года.

Через 8 лет произошёл случай, схожий с сербским – полиция раскрыла тусовку гомосексуальных секс-работников. Только эти, в отличие от собратьев-сербов, ещё и увлекались травести:

Гомосексуалисты

Полиция давно уже обратила внимание на компанию молодых людей, снимавших на одной из улиц Песков комнату. Они переодевались в женское платье, гримировались и по нескольку часов вязали чулки, кружева и т.п. Дознание выяснило, что компания – гомосексуалисты; один из них даже покушался на самоубийство на почве ревности. Против них приняты административные меры. (Соб. кор.). 

“Утро России”, 26 (13) февраля 1910 года, рубрика “Петербург” (По телефону).

Год спустя полиция провела новую облаву на геев и секс-работников. В статье говорится, что полицейские составили список петербургских геев, 47 из которых даже выслали из столицы. Вероятно, это не тот отчёт с досье, многих персонажей которого мы уже разобрали. Он датируется первой половиной 1890-х, а эта статья написана в 1911 году. Интересно, что фигурантов списка 1890-х не подвергали никаким репрессиям, они спокойно продолжали строить карьеры, дослужившись до высоких постов и чинов. Это говорит о росте гомофобии в тогдашнем российском обществе за 20 лет. Читаем:

Высылка за порочное поведение

Еще некоторое время тому назад петербургская полиция организовала правильную облаву на молодых людей, заподозренных в проституции. Таких лиц было зарегистрировано довольно много. Параллельно полиция составляла список гомосексуалистов в Петербурге. Следствием этого стала высылка из Петербурга 47 человек.

“Русское слово”, 08 ноября (26 октября) 1911 года, рубрика “Петербург” (По телефону от наших корреспондентов).

Харьков, Харьковская губерния

Драматический театр, Харьков

Но хватит с нас петербуржцев! Возвращаемся в «провинцию». Читаем о 20-летней транс*женщине в Харькове:

Мужчина… в юбке

На днях в г. Харьков задержана неизвестная на вид молодая женщина, одетая в боярское женское платье с кокошником на голове. Задержанная была доставлена в участок.

– Ваше звание? – спросили ее здесь.

– Крестьянин Береховской волости, Путивльскаго уезда, Иван Ипатьев Зыбнев, 20 л., чернорабочий.

На лицах полицейского чиновника и присутствующих крайнее недоумение.

Из дальнейших расспросов выяснилось, что Зыбнев с малых лет имел пристрастие к женским нарядам, при возможности наряжаясь в них. Научился, между прочим, женскому рукоделию и исполнял чисто женские хозяйственный обязанности: стирал белье, гладил и проч. Около двух лет служил на положении горничной-прачки у вдовы одного местного домовладельца, живущей в Харькове. По ее требованию, одевался он постоянно и прислуживал в женском платье. В последнее время, оставив службу у вдовы, подыскивал себе подходящих занятий по стирке и глажению белья. Зыбнев производит впечатление вполне нормального субъекта.

“Александровский вестник”, 29 (16) ноября 1911.

А спустя два года в окрестностях всё того же Харькова был замечен некий кросдрессер. Возможно, это был тот же Иван Зыбнев:

В окрестностях Харькова в дачных местностях привлекает внимание публики молодой человек в женском платье, босой, с длинными непокрытыми волосами на голове. Если бы не имелась у «женщины» небольшая борода, «женщину» можно было бы принять действительно за женщину.

«Раннее Утро», июль 1913 года.

Москва и область, Московская губерния

Крымский мост, Москва

Следующая остановка на нашем пути – Москва и её область. Здесь мы отобрали четыре истории, самые интересные, по нашему мнению.

Первая об огороднике, который оказался биологической женщиной. В этом случае, как и в некоторых других, мы не можем однозначно сказать, был ли наш персонаж транс*персоной. Но Марья Антонова носил_а мужскую одежду около пяти лет и говорил_а об этом, что «быть бабой – хорошего мало». Так что, весьма вероятно, речь идёт о транс*мужчине:

Мужчина, оказавшийся женщиной

«Новости Дня» сообщают: 11-го января в деревню Дубровку, за Рогожской заставой, приехал с возом удобрения какой-то огородник-рабочий и стал сваливать его чуть ли не на самую дорогу. Когда хотели поворотить лошадь огородника, он оказал сопротивление, отвесив некоторым из крестьян здоровые тумаки. В виду этого буяна пришлось отправить в 3-й Рогожский участок.

– Кто ты такой? – спросили его там.

Задержанный молчал и конфузливо перебирал в руках шапку.

– Ну, говори, что ли! Пётр ли ты, или Иван, Сидор?

– Я не Петр, не Иван и не Сидор, – возразил огородник, – а я Марья Николаевна Антонова.

– Как Марья Антонова? – удивились в участке, внимательнее всматриваясь в огородника.

Перед ними стоял молодой, здоровый, лет 22-х парень; лицо без всякой растительности. Волосы на голове у него были короткие и подстрижены по-русски. Полушубок, крестьянская мужская рубашка, посконные шаровары и валеные сапоги составляли костюм огородника. Сначала никто не поверил словам задержанного, но затем пришлось убедиться, что огородник действительно женщина.

– С какой же ты целью ходила в мужском платье? – спрашивали ее.

Антонова объяснила, что она ходит так уже давно, лет 5, работает на огородах, причем везде принимали ее за мужчину. Решилась же она бросить женскую одежду потому что «быть бабой – хорошего мало»; когда она одета мужчиной, ей больше и почета, и уважения, да и не гоняется за ней молодежь.

Мужчина, оказавшийся женщиной, вчера отправлен по этапу на родину, в подмосковную выхинскую волость, для удостоверения личности. Согласно предписанию, там с нее будет взята подписка в том, что она больше не будет одеваться в костюм, не присвоенный ее полу.

«Самарская газета», №16, 1896.

Вторая о неком мистификаторе, выдававшего себя за помещицу Софью Юревич. В данном случае из-за недостатка данных трудно сказать кто перед нами: аферист или транс*женщина:

Один в двух лицах

Вчера московской сыскной полицией задержан неизвестный человек, одетый в женское платье, выдававший себя за женщину, приезжую из провинции, помещицу Софью Павловну Юревич.

«Московский листок», 12 октября (29 сентября) 1904 года, рубрика «Московская жизнь».

Третья история о швее Булгаковой, носившей мужскую одежду. Сама она в суде заявила, что носит мужское из удобства. Было это действительно так, или она была транс*мужчиной, можно только гадать. Но этот случай интересен ещё и тем, что мировой судья оправдал геро_иню за ношение одежды «несоответствующего» пола:

Девушка в мужском костюме

В Москве разбиралось курьезное дело. Работающая в мастерской верхнего платья молодая девушка Булгакова привлекалась к ответственности за неисполнение «законного требования полиции». Проступок Булгаковой заключался в том, что она носит мужскую одежду, объясняя свое переодевание тем, что мужское она находит гораздо более удобным. Мировой судья нашел, что хотя в Ветхом Завете в пятой книге Моисеева закона не допускалось женскому полу носить мужское платье, тем не менее действия полиции должны быть основаны не на Моисеевом законе, а на законах Российской империи. На основании этого мировой судья оправдал обвиняемую.

«Орловский вестник», №79, 1906 год.

И четвёртая история, снова о швее. Е_ё биологический пол был раскрыт в больнице, куда он_а попал_а в «полусознательном состоянии». Здесь, как нам кажется, можно с большой долей уверенности утверждать, что мы говорим о транс*мужчине. Машинист_ка носил_а мужское в течение 12 лет и «держалась вообще по-мужски». При этом сам_а он_а говорил_а, что носит мужскую одежду, чтобы е_й больше платили:

Женщина-машинист

Вчера в Рогожской найден в полусознательном состоянии молодой человек. Его отправили в Яузскую больницу. Оказалось, что это – женщина в мужском платье. По приведении ее в чувство она была отправлена в Яузскую часть. Она назвалась Кривовой и заявила, что служит машинистом в бурнусном заведении Холковской. Мужской костюм она носит в течение 12-ти лет и надела его потому, что ей, как женщине, платили очень мало. Она боится, что ее заставят носить теперь женское платье. Кривова держится вообще по-мужски. 

«Русское слово», 24 (11) апреля 1907 года, рубрика «Дневник происшествий».

Камышин, Царицынская губерния

Река Камышинка во время разлива, Камышин

Наш следующий герой – 29-летний камышинский транс*мужчина. У него, в отличие от многих, даже было имя, соответствующее его гендеру – Егор, при рождении назвали Ульяной. Он бросил секту, таскал тяжести и сам построил себе дом. Читаем эту историю, которая так и просится на киноэкраны:

Женщина-мужчина

Одна камышинская обывательница превосходно решила «женский вопрос».

В старом городе проживает одна женщина, около десяти лет носящая мужской костюм и стригущаяся «под польку». Очень немногие из жителей знают, что под костюмом мужчины скрывается женщина, именующая себя Егором; настоящее ее имя – Ульяна. Невысокого роста, плотного телосложения, Ульяна — Егор работает довольно тяжелую работу, таскает тяжести от 5 до 7 пудов и т.д. и зарабатывает хорошие деньги. Ульяна ранее принадлежала к какой-то подпольной секте и по сектантскому обряду была выдана замуж, но жила замужней всего лишь несколько месяцев, а потом, бросив мужа, перешла в православие и с тех пор носит костюм мужчины […]

Теперь Ульяне 29 лет от роду. На вопрос, почему Ульяна носит костюм мужчины, — она говорит, что если бы она носила женскую одежду, то зарабатывала не более 3 – 4 руб. в месяц, в мужском же костюме она зарабатывает от 12 до 15 руб. в месяц. Ульяна имеет свой дом, который она с год тому назад отстроила. […]

«Новости дня», 18 (05) января 1902 года, рубрика «По России».

Красноярск, Енисейская губерния

Утраченная Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Успенский мужской монастырь

Теперь мы в Красноярске. Эта история мрачнее предыдущих: она об иеромонахе, совратившем 14-летнего послушника. Это уже второй церковник, о котором мы говорим. Первым был обер-секретарь Святейшего Синода Андрей Муравьёв, бывший первым любовником у великого и могучего князя Мещерского. А в этой истории радует то, что педофил был арестован:

За монастырской стеной

КРАСНОЯРСК, 7,IХ. Скандальная история выплыла на свет в красноярском Успенском монастыре. Официально установлено, что иеромонах Геннадий занимался мужеложством с послушником монастыря. Вся история выплыла на свет благодаря заявлению 14-летнего послушника Волкова. Ведется судебное следствие. Иеромонах Геннадий арестован. 

«Русское слово», 21 (08) сентября 1910, рубрика «В России».

Сахалин, Сахалинская область

Пост Александровск, Сахалин

Ну и под конец мы приберегли самое интересное! Во времена поздней Империи у лесбиянок видимость была куда ниже, чем у геев. Это одна из причин, по которым мы о них мало говорим – сохранилось очень немного источников. Но всё-таки некоторые есть. Например, эта газетная статья о лесбиянке-японке, владевшей фотоателье. Она влюблялась в секс-работниц и уводила их из этого бизнеса. За это её сильно невзлюбили владельцы притонов:

Сахалянская Сафо

В Сахаляне (близ Влаговешенска) c недавнего времени проживает японка, по прозванию Потто, содержательница фотографии. Образ жизни и поведение этой японки с самого начала вызывали недоумение. Она почему-то тяготела, исключительно к женщинам легкого поведения. И вообще она избегала знакомства с мужчинами, проявляя к ним как бы отвращение. Вместе с тем, женщины быстро подпадали под ее влияние, теряли свою волю и также начинали проявлять отвращение к сношениям с мужчинами. В последнее время это явление распространилось настолько широко, что торговцы живым товаром стали терпеть «ущерб» в своих операциях. И вот содержатели «чайных домиков» собрались на совещание, где и было установлено, что Потто склоняет и увлекает женщин так называемой лесбосской любовью. Тут же выяснилось, что Потто до приезда в Сахалян жила в Цицикаре, где были замечены те же явления, что и в Сахаляне. Из Цицикара она была выслана, по-видимому, по ходатайству содержателей «чайных домиков».

“Раннее утро”, 11 декабря (28 ноября) 1913 года.

***

Сегодня мы постарались поднять видимость не только геев, чем мы обычно занимаемся в исторических статьях, но также лесбиянок и транс*персон. И, что немаловажно, квиры были не только всегда, но и везде. Так что, говорить о «тлетворном влиянии Запада» глупо. Или Сахалин — тоже Запад?

Текст: Лев Соколинский.

Send this to a friend